«Сильных альпинистов в стране мало»: сибиряки победили на чемпионате России

«Сильных альпинистов в стране мало»: сибиряки победили на чемпионате России

Дата публикации: 25.06.2019г.

Валерий Балезин: «в Красноярске хорошо развивается альпинизм».

Команда из Новосибирска и Красноярска одержала победу в заочном чемпионе России по альпинизму в снежно-ледовом классе, пройдя зимой маршрут высшей категории трудности в горах Киргизии. Судья соревнований и спортсмены рассказали Тайге.инфо о нюансах зимних восхождений и причинах малого количества заявившихся команд.

Судьи чемпионата России оценивали сложные восхождения, совершенные российскими альпинистами с 1 января по 16 июня этого года.

Победу одержала красноярско-новосибирская команда за второе зимнее прохождение маршрута высшей категории трудности 6А Беззубкина по центру северной стены на пик Свободная Корея высотой 4740 метров на Тянь-Шане в Киргизии. Новосибирцы Александр Парфенов, Артем Жданов, Алексей Сухарев и красноярец Вячеслав Тимофеев поднимались на вершину три дня, ночевали в платформе — палатке на жестком каркасе, которая подвешивается на стену.

«Самое главное, я понял, что появляется команда. Есть люди, заинтересованные идти не только в „обозе “, но и подменять меня на маршруте в лидировании. Меня это очень порадовало. В данном случае Леха Сухарев стал открытием для меня. Теперь можно более амбициозные планы ставить, рассчитывая на то, что лезть буду не я один», — отметил руководитель команды, мастер спорта по альпинизму Александр Парфенов.

ТЕПЕРЬ МОЖНО БОЛЕЕ АМБИЦИОЗНЫЕ ПЛАНЫ СТАВИТЬ

«Любая зимняя гора — это впечатления: психологические трудности во время лазания по скале, где нельзя организовать страховку, холод, отсутствие комфорта… Собирать обледеневшую платформу в замерзшем и висячем состоянии — не сахар совершенно. Для меня это, кстати, было первое зимнее восхождение с использованием платформы, — поделился другой участник команды Артем Жданов. — Погода, в целом, была терпимая. Но в первый день у нас была пурга. Спрятаться от нее тяжело — ветер задувал снег со всех сторон. Лидеру иногда приходилось откапывать рельеф. По сравнению с маршрутом 6А Семилеткина, который считается сложнейшим маршрутом на этой стене, нынешний маршрут показался нам сложнее. Стенная часть длиннее раза в полтора. Мы хотели пройти его максимально быстро, нон-стоп — за два дня. Но продолжительность маршрута сказалась — в зимних условиях сложно быстро работать».

«ВЫШЕ 6000 МЕТРОВ НАЧИНАЕТСЯ СТАЛИНГРАД»: НОВОСИБИРСКИЙ АЛЬПИНИСТ РАССКАЗАЛ О НЕУДАЧНОЙ ПОПЫТКЕ ВОСХОЖДЕНИЯ НА К2

Мастер спорта международного класса по альпинизму и скалолазанию, судья всероссийской категории Валерий Балезин отметил: «Маршрут сложный, а тут еще и зимой. Там в это время бывает очень холодно, и сильные ветра дуют, и заснеженное, обледенелое все. Прошли довольно быстро. Три дня — это очень хорошее время. Свободная Корея — самая сложная вершина горного района Ала-Арча. В советское время очень много на ней было золотых маршрутов».

Второе место заняла команда «Красноярск-1» — мастера спорта по альпинизму Денис Прокофьев и Марина Попова. В конце апреля они за два дня прошли маршрут 6А категории трудности по центру северной стены на пик Восточный высотой 3361 метр в Республике Тыва. Следом за ними этот же маршрут залезла команда «Красноярск-2», занявшая в итоге третье место в чемпионате. В состав команды вошли Николай Матюшин из Красноярска, Максим Труфанов и Виктор Котенко из Барнаула, Артём Жданов из Новосибирска. У первой команды ушло на гору 19 ходовых часов, а у второй — 15 часов 20 минут.

«У Дениса с Мариной тактика, с точки зрения альпинизма, была более правильная: они долезли до скальной полки, переночевали в палатке, потом полезли дальше. Кстати, изначально этот маршрут ходили четыре дня. Плюс их было всего двое, а нас четверо. И еще ребятам не очень повезло с погодой: был сильный снегопад — они просто упахались в снегу. А когда уже мы полезли, погодные условия были лучше, — пояснил Максим Труфанов. — Хочу отметить, что это уникальнейший район из тех, где я был. Единственный минус — туда [к горе] долго идти и заброска тяжелая. Остальное — одни большие плюсы. Ты стоишь лагерем прямо под горой, и все, кто находится на маршруте, — у тебя, как на ладони. Видишь всех. Восточная — это гора КМС-ов. На нее есть два маршрута 5Б категории трудности и один 6А. Ты сюда приходишь с первым разрядом и закрываешь КМС при наличии хорошей погоды, что я и сделал. Но хорошая погода для этого района большая редкость — нам повезло, мы сходили четыре маршрута».

В РОССИИ СИЛЬНЫХ ВОСХОДИТЕЛЕЙ В ПРИНЦИПЕ НЕМНОГО, ПОСКОЛЬКУ ЭТОТ ВИД СПОРТА ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ФИНАНСИРУЕТСЯ

На чемпионат России подали заявки всего шесть команд — заявились еще спортсмены из Санкт-Петербурга и Татарстана. Валерий Балезин объяснил Тайге. инфо этот факт, что, во-первых, зимой маршруты ходят реже, а во-вторых, в России сильных восходителей в принципе немного, поскольку этот вид спорта практически не финансируется, — и альпинисты ездят в горы, в основном, за свой счет.

«В Красноярске хорошо развивается альпинизм, - сказал Балезин. - Мы добились хорошего финансирования в краевой Академии зимних видов спорта для наших мероприятий: соревнований и экспедиций. Альпинисты-спортсмены у нас — на ставке тренера и инструктора. Их семь человек — все чемпионы России. Мы даем им возможность тренироваться и выступать на соревнованиях. Фактически кто куда хочет — может поехать. В июле наша команда отправится в экспедицию в Пакистан».

По его словам, в советское время альпинизмом занималось в разы больше людей и было много серьезных спортсменов. «В то время гораздо лучше все было поставлено. У нас были сильнейшие альпинисты в мире. С финансированием проблем вообще не было. Поставили в план, что едем туда-то — и деньги выделялись в полном объеме, без задержек. Я думаю, и по другим видам спорта было лучше. После распада Союза на протяжении десяти лет вообще ни копейки не выделялось. Мы каких-то спонсоров находили. В итоге сохранили свою школу, а в других городах все это исчезло. Одна из сильнейших была в Союзе школа в Екатеринбурге, но ее сейчас нет вообще», — подытожил Балезин.

Александр Парфенов заявил, что намеревается войти в состав красноярской сборной по альпинизму, при этом оставаясь жить и работать в Новосибирске.

«Я сейчас — легионер Красноярского края. И очень надеюсь, что красноярцы меня возьмут в постоянный состав сборной. Почему я так решил? В нашей [новосибирской] федерации деньги выделяют только на скайраннеров. Классический альпинизм, в русле которого должна по идее действовать федерация альпинизма, у нас снабжается по остаточному принципу — то есть почти никак. А скайраннеры ездят на старты по всему миру, ни в чем себе не отказывая. На мой взгляд, это несправедливо. Ну, и к тому же, неоспоримый факт, что в Красноярске с альпинизмом дела получше — там у руля стоят классические альпинисты с большим соревновательным опытом».

tayga.info