ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КОНЬКОБЕЖЦЕВ 15–17 ЛЕТ

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КОНЬКОБЕЖЦЕВ 15–17 ЛЕТ

Дата публикации: 29.04.2021г.

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КОНЬКОБЕЖЦЕВ 15–17 ЛЕТ

Смолдовская Ирина Олеговна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Смоленской академии физической культуры, спорта и туризма, Смоленск.

Аннотация. В данной статье излагаются результаты исследований эмоциональной устойчивости конькобежцев 15-17 лет, а так же представлено содержание комплекса психокоррекционных средств повышения эмоциональной устойчивости.

Актуальность исследования. Рассматривая спортивную деятельность, как разновидность труда, для достижения максимального спортивного результата, мы учитываем факт, что стресс-факторы этой деятельности являются неотъемлемым компонентом ее структуры, который ограничивает эффективное функционирование всех систем организма и психики [1, 2, 3]. В данную область входят вопросы, связанные с изучением профессионально ценных особенностей психики спортсменов, включающих в себя рациональную регуляцию психических состояний, мотивов, поведения; особенностей функционирования психики в экстремальных условиях соревнований; диагностикой, коррекцией, профилактикой неблагоприятных состояний [1].

Оптимизация эмоциональной устойчивости рассматривается на примере конькобежного спорта, характеризующегося деятельностью в условиях, требующих особого психического состояния для оптимального использования технико-тактического потенциала спортсменов [4, 5].

Анализ литературы показал, что проблема повышения эмоциональной устойчивости в основном изучалась применительно к высококвалифицированным спортсменам [3] при недостаточном внимании к ней при подготовке спортсменов массовых разрядов, что позволило признать исследование актуальным.

Цель исследования – повышение эффективности спортивной деятельности спортсменов 15-17 лет в конькобежном спорте на основе учета индивидуальных и типологических показателей эмоциональной устойчивости. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи исследования:

1.      Определить и выявить степень взаимосвязи личностно-типологических характеристик и компонентов соревновательной эмоциональной устойчивости со спортивным результатом конькобежцев 15-17 лет.

2.      Разработать и апробировать комплекс психокоррекционных средств, оптимизирующих соревновательную эмоциональную устойчивость конькобежцев 15-17 лет.

3.      Выявить актуальное психическое состояние конькобежцев 15-17 лет в соревновательной деятельности.

Методы психодиагностики: для определения темперамента (Айзенк Г.), стиля саморегуляции поведения (Моросанова В. И.); тревожности (Спилбергер-Ханин); психической надежности (Мильман В.Э.); вегетативного тонуса (М. Люшера); самооценки тревоги (Спилбергера Ч.Д.), мотивационного состояния (Сопова В.Ф.).

Комплекс психокоррекционных средств, оптимизирующих соревновательную эмоциональную устойчивость конькобежцев 15-17 лет включал методику биологической обратной связи (ThoughtStream) и аудио-визуальную стимуляцию (Mind`s Eye, серия Voyager). Испытуемыми явились конькобежцы 15-17 лет в количестве 80 человек, имеющие спортивную квалификацию 1 разряд, КМС.

Результаты исследования и их обсуждение.

По результатам констатирующего эксперимента в данной выборке спортсменов было выявлено, что 55% из них имеют повышенный уровень нейротизма и личностной тревожности; 63% из всей выборки имеют плохое заниженное осознание собственных целей и задач; и на 89% испытуемых внешние раздражители действуют сбивающе.

Анализ результатов количественных показателей спортивной саморегуляции показал: 47 % испытуемых обладают умением произвольно настроить себя перед началом, в перерывах и в ходе соревновательной борьбы; 53 % – имеют недостаточное умение настраивать себя и управлять своими эмоциями (Рисунок 1). При этом 48 % испытуемых применяют тип саморегуляции, характеризующийся высоким развитием осознанного программирования действий и осознанного планирования целей (Рисунок 1)

 

Рисунок 1 – Стили саморегуляции поведения в констатирующем эксперименте

Выявлен низкий уровень представлений о внешних и внутренних значимых условиях достижения и оценивания результатов. Анализ взаимосвязей личностно-типологических характеристик конькобежцев 15-17 лет и соревновательной результативности выявил достаточно тесную связь между соревновательной эмоциональной устойчивостью и результатами выступления спортсменов (r = - 0,583), невратизмом (r = 0,646), личностной тревожностью (r = 0,539), спортивной саморегуляцией (r = -0,466) и стабильностью-помехоустойчивостью (r = -0,518).

Полученные результаты исследования продиктовали необходимость разработки комплекса психокоррекционных средств, оптимизирующих соревновательную эмоциональную устойчивость конькобежцев 15-17 лет, для достижения оптимальных поведенческих изменений, обучения навыков саморегуляции и самоконтроля. Психокоррекционная программа включала в себя обучение целеполаганию, проведение занятий для спортсменов на тему «Культура эмоций и влияние их на поведение»; обучение навыкам самонаблюдения и приемам саморегуляции (самоприказам, успокаивающему и мобилизирующему дыханию, визуализации, аутогенной тренировке) с использованием ОБС. В рамках специальной психологической подготовки средства подбирались индивидуально в зависимости от уровня личностной тревожности. Самонаблюдение осуществлялось с помощью контроля и регуляции внешних проявлений (мимика, голос, движения), а также до, во время и после соревнований использовалась специально разработанная методика, где спортсмены фиксировали свои ощущения, на основании анализа которых формулировали боевые формулы, осуществляли установку на использование сильных сторон подготовленности спортсменов. При высоком уровне возбуждения мы рекомендовали регулировать интенсивность, темп и продолжительность разминки, с преобладанием упражнений на растяжку, гибкость и дыхание использовали методику аудиальной и визуальной стимуляции: перед соревнованиями для мобилизации и после соревнований для релаксации.

Эффективность воздействия психокоррекционных средств у конькобежцев 15-17 лет была обусловлена динамикой изменения показателей актуального психического состояния спортсменов на пяти соревнованиях. Нами фиксировались показатели динамики изменения мотивации (как состояния) и тревожности (осознаваемой и неосознаваемой), как показателей готовности к конкретному соревнованию, в основе которого лежит принцип зоны оптимального реагирования. По истечению срока эксперимента было установлено, что результаты большинства тестов имели достоверные как меж- так и внутригрупповые различия при уровне значимости (Р ≤ 0,05).

В экспериментальной группе наблюдалась динамика психической готовности: переход из зоны низкой целеустремленности в зону оптимального реагирования, в зону беспокойства, оптимума и в конце сезона в зону жажды деятельности (Рисунок 2.).

 

Рисунок 2 - Динамика психического состояния в экспериментальной группе

В конце соревновательного сезона у спортсменов наблюдалась гармонизация поведения за счет динамики шкал стилей саморегуляции поведения. Основным показателем качества решения поставленной задачи исследования выступил количественный результат выступлений, выраженный во времени прохождения дистанции. В экспериментальной группе изменился с 86,02±1,05 на 84,05±0,44, тогда как в контрольной группе спортивный результат изменился незначительно (86,31±0,93 – 85,98±0,67) (Рисунок 3).

Рисунок 3 – Динамика результативности в экспериментальной и контрольной группах после эксперимента

Заключение. Основным стилем саморегуляции поведения у исследуемых конькобежцев 15-17 лет является стиль, в котором развиты планирование целей и программирования действий, при этом общий уровень развитости данных характеристик находится на общем невысоком уровне. Такие показатели как моделирование условий внутренних и внешних условий деятельности и оценка результатов практически не развиты. Для более качественного психологического сопровождения рекомендовано разделять спортсменов на группы с высоким уровнем тревожности и низким уровнем тревожности, что будет способствовать индивидуализации в выборе психологических средств.

Таким образом, комплекс психокоррекционных средств может быть использован в различных видах спорта, их применение в процессе психологического сопровождения обеспечивает индивидуализацию и необходимые условия для максимальной реализации потенциала спортсменов.

 

Литература

1. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. – М.: Наука, 2001. – 192. с.

2. Писаренко, В.М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнования / В.М. Писаренко // Пути достижения трудной цели в спорте. – М.:

Просвещение, 1964. – С. 51–68.

3. Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте / В.Ф. Сопов. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 120 с.

4. Черникова, О.A. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной устойчивости будущего учителя: дис. . канд. пед. наук / О.А. Черникова. – Барнаул, 2009. – 237 с. 5. Якубовская, М.Л. Эмоциональная регуляция устойчивости личности: Автореф. дис. ...канд. наук. / М.Л. Якубовская.

– М., 1988. – 29 с.