ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ  КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Дата публикации: 15.04.2021г.

ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ

КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

Е.Б. Кузьмин – кандидат педагогических наук, старший преподаватель Ю.П. Денисенко – доктор биологических наук, профессор

Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма Набережные Челны

Г.Л. Драндров – доктор педагогических наук, профессор Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

Чебоксары

 

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все ее структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, психические процессы. Мотивация поведения невозможна вне пределов эмоциональной сферы [1]. Эмоции ориентируют человека, указывая на значимость окружающего для человека, на степень их важности, на их модальность. Степень значимости указывает на допустимый уровень материальных и функционально-энергетических затрат необходимых для реализации побуждений.

В психологической литературе предлагается различать понятия мотив и мотивация.

Под мотивами понимаются:

1)    Субъективные динамические силы (тенденции), направленные на избавление человека от угнетающих его состояний напряжения;

2)    субъективные образы предметов, удовлетворяющих соответствующие потребности, и придающих направленной на них активности личностный смысл;

3)    особые фиксированные установки, определяющие готовность к деятельности в соответствующих условиях и в определенном направлении;

4)    устойчивые оценочные диспозиции.

Мотивация поведения личности, с одной стороны, обусловлена мотивами человека, с другой, определяется психическим отражением конкретных исторических условий жизни человека. Поэтому она в отличие от мотивов, которые отличаются устойчивостью, представляет динамический компонент мотивационной сферы, изменяющийся по направленности (качественный аспект) и степени выраженности (количественный аспект).

Мотивация рассматривается как психическое состояние, формирующееся в результате соотнесения человеком своих потребностей и возможностей с особенностями конкретной деятельности и служащее основой для постановки и осуществления ее целей.

Специфичность спортивной мотивации обусловлена качественным своеобразием предмета спортивной деятельности. Р.А. Пилоян [2] определяет спортивную мотивацию как «особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих способностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата».

Спортивная деятельность характеризуется такими психологическими особенностями, как ориентация на предельный уровень достижений и высокие эмоциональные нагрузки, связанные с субъективной значимостью результатов деятельности, остротой соперничества, публичностью выступлений в соревнованиях. В продолжительности и эффективности занятий спортом существенная роль принадлежит мотивационной сфере личности [3].

В первых исследованиях возникновения и развития интереса к спорту А.Ц. Пуни [4] установил наличие и значение как непосредственных (удовлетворение от мышечной деятельности, эстетическое наслаждение, стремление к соревнованию), так и опосредованных (стремление стать сильным, здоровым, подготовка к труду, осознание важности спортивной деятельности) мотивов спортивной деятельности.

Мотивы занятий спортом высших достижений включают, по мнению А.В. Родионова [5], потребности в предельных физических усилиях, переживании состояния сильной психической напряженности, преодолении соперника, испытании собственных физических и психических возможностей.

На приоритетность мотивов, особенности структуры мотивов оказывают влияние специфика вида спорта, уровень спортивных достижений, возраст, пол, спортивный стаж спортсмена, а также самооценка своих личных качеств [6].

С учетом результатов общепсихологических исследований психологи спорта предлагают различать мотивы занятий спортом и спортивную мотивацию. В частности, В.К. Сафонов и Ю.И. Филимоненко [7] выделяют два уровня спортивной мотивации:

1. Общая мотивация. Ее формирование является задачей всего воспитательного процесса. Необходимым условием этого является постановка и закрепление в сознании спортсмена далеко отставленной цели.

2. Мотивированность спортсмена на данной тренировке, на конкретном этапе подготовки, которая, преломляясь через общую мотивацию, актуализируется посредством осознания задач данного этапа подготовки и самооценки своего состояния, функциональных возможностей.

Развитие и функционирование спортивной мотивации предполагает необходимость высокого уровня развития ряда свойств личности:

1) положительного отношения к спорту и преодолению трудностей спортивной деятельности [8];

2) эмоционально-волевых качеств - целеустремленности, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах, самообладания, находчивости, эмоциональной устойчивости [9];

3) чувства коллективизма и его проявлений [10].

Спортивная мотивация определяется как актуальное состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата. Выявлено, что, с одной стороны, мотивация влияет на характер тренировочной деятельности и непосредственно на соревновательный результат, с другой, повышение результативности соревновательной деятельности усиливает спортивную мотивацию.

Е.Г. Бабушкин [11] предлагает выделять в структуре спортивной мотивации тренировочную и соревновательную мотивации.

В свою очередь, в соревновательной мотивации выделяются две составляющие: мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи [12, 13].

Спортсменов с доминированием мотивации достижения успеха отличает стремление к победе, способность «бороться до конца», положительные эмоции, склонность к доминированию, стремление к риску, нечувствительности к угрозе, низкая тревожность, атакующий стиль ведения поединка, способность наиболее полно реализовать возможности психофизиологических механизмов регуляции, высокая интенсивность напряжения сил и эффективность поведения в экстремальных ситуациях.

Выявлено, что мотивация достижения успеха влияет на цель и содержание действия, на интенсивность напряжения сил и на поведение в экстремальных ситуациях. В.И. Степанским [14] выявлено, что при доминировании мотивации достижения результативность деятельности определяется наличным уровнем регуляции деятельности, т.е. его психофизиологическими особенностями. В случае преобладания мотивации избегания неудачи при любом наличном уровне регуляции деятельности, ее результативность будет низкой.

Практический психолог Р.М. Загайнов [15], основываясь на многолетних беседах и наблюдении за спортсменами, разработал классификацию типов личности спортсменов, различающихся по характеру и содержанию мотивационной сферы.

Проявление спортивной мотивации зависит от особенностей самооценки спортсменами своих личных качеств. По результатам исследования А.В. Шаболтас [16] значимыми параметрами самооценки, независимо от вида спорта и пола спортсменов, являются уверенность в себе, удовлетворенность спортивными результатами, авторитет, состояние здоровья. В частности, выявлено, что уверенность в себе тесно связана со спортивными достижениями, мотивом достижения успеха и эмоциональностью спортивной деятельности.

Реалистическое и конструктивное отношение спортсмена к успехам и неудачам, объяснение ее результатов внутренними, контролируемыми изменчивыми факторами в наибольшей степени способствует поддержанию спортивной мотивации и сохранению устойчивой самооценки [11, 17].

Между мотивацией и уровнем тревожности, переживаемой спортсменом, имеется связь, заключающаяся в следующем: чем больше сила мотива (будь то установка на достижение очень высокого результата, или боязнь неудачи), тем тревожнее спортсмен [18].

В ряде работ рассматривалось соотношение мотивов и целей спортивной деятельности. Г.Д. Горбунов [9] пишет, что процесс субъективного целеполагания и мотивационная сфера спортсмена тесно связаны между собой, и определяющая роль в этом отводится самоутверждению. Развитие такого мотива необходимо рассматривать в связи с образованием системы ценностей спортсмена, в основе которой должна быть критическая оценка личного поведения и достижений. Критическое отношение спортсмена к своему поведению невозможно без самооценки и идентификации с общепринятыми общественно-социальными нормами. Личностные ценности спортсмена определяют его уровень притязаний к себе и к своему достижению.

Важной предпосылкой осуществления регулирующей функции цели является ее субъективное принятие спортсменом. Чем яснее осознает спортсмен стоящие перед ним задачи, чем глубже он понимает и переживает важность и общественную значимость разрешения этих задач, тем интенсивнее побуждение к их разрешению. Чем труднее и серьезнее цель, тем больше усилий прилагают спортсмены [19].

Трудность выбираемой спортсменом цели характеризует уровень ее притязаний в сфере спортивной деятельности. Уровень притязаний у спортсмена должен соответствовать его возможностям. Высокий уровень притязаний приводит к возникновению фрустрации [20].

По мере возрастания стресса лица с сильной нервной системой завышают уровень притязаний, со слабой нервной системой – занижают его [21].

Е.П. Ильин [22] приводит признаки поведения спортсменов с завышенным и низким уровнями притязаний. Первые переоценивают свои возможности, претендуют на высокие оценки со стороны окружающих и сильно переживают неудачи. Спортсмены с низким уровнем притязаний недооценивают себя, не стремятся подняться выше достигнутого уровня, неохотно берутся за сложные задачи, боятся неудач.

На уровень притязаний спортсмена могут оказывать влияние прошлые успехи и неудачи, способность реалистично оценивать настоящую ситуацию [23], способность предвидеть ход и результат действия [24]. Волевая активность спортсмена, его стремление к намеченной цели тем выше, чем важнее мотив и выше уровень притязаний (труднее цель).

В целом результаты исследований говорят о тесной взаимосвязи между мотивационными установками, уровнем притязаний, самооценкой, особенностями личности.

Обобщая результаты исследований отечественных и зарубежных исследователей, можно заключить, что они выделяют следующие мотивы, связанные с процессом спортивной деятельности: потребность в двигательной активности; эстетическое наслаждение; стремление к соревнованию; активный отдых и развлечение; потребности в предельных физических усилиях; стремление к состоянию стресса и его преодолению.

Наряду с этим авторами выделяются мотивы, связанные с результатами спортивной деятельности: испытание собственных физических и психических возможностей; стремление стать здоровым, сильным, физически, добиться красивого телосложения, совершенствование физических способностей; формирование личности: стремление закалить волю, стать мужественным и стойким; повышение социального статуса, социальное самоутверждение; достижение успеха в спорте; ориентация на возможные негативные последствия успеха; желание контактов в спортивной команде; материальные потребности, социально-бытовые условия; подготовка к профессиональной деятельности; накоплении специальных знаний и навыков, знаний о своих противниках; отсутствие болевых ощущений и психогенных влияний; желание побывать на соревнованиях в других городах страны и, особенно за границей; желание в будущем стать тренером; этические мотивы: осознание важности спортивной деятельности, желание прославить свою страну, стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления за спортивный коллектив.

Развитие мотивации спортивной деятельности обусловливается взаимодействием внутренних и внешних факторов, меняющих свое значение на протяжении спортивной деятельности. В качестве внутренних факторов развития мотивации выделяются: возраст, задатки двигательных способностей и склонности к деятельности с определенным содержанием. В роли внешних факторов выступает социальное окружение, которое отражает как традиционные социальные и моральные нормы, присущие обществу, так и отношение к личности спортсмена.

Развитие внутренних и внешних факторов осуществляется посредством их взаимодействия в ходе спортивной деятельности. В результате развития внутренних факторов происходит формирование целей и задач занятий спортом, которые адекватны, с одной стороны, личностно-значимым потребностям, с другой, возможностям и особенностям выполняемой деятельности

Развитие внешних факторов проявляется преимущественно в совершенствовании организации учебно-тренировочного процесса (условия тренировок, организация и методика тренировки, высокая эмоциональность тренировочных занятий) и соревновательной деятельности.

Для развития мотивации решающее значение имеет высокая удовлетворенность спортсменов результатами спортивной деятельности с учетом их соответствия ее цели и задачам (как итог эффективного взаимодействия внутренних и внешних факторов), информация о которых оперативно поступает к спортсмену от тренера по каналам обратной связи.

Конечной целью психологической подготовки выступает формирование и совершенствование спортивной мотивации личности путем ежедневной (в процессе каждого тренировочного занятия и соревнования) стабилизации отношений спортсмена к процессу и результатам спортивной деятельности, к тренеру и партнерам по команде, к самому себе.

Психологическая подготовка, направленная на формирование спортивной мотивации, осуществляется в единстве с остальными видами спортивной подготовки. Поэтому все выполняемые спортсменами физические упражнения и восстановительные мероприятия должны рассматриваться во взаимосвязи не только с их физическими состояниями, но и с актуализируемыми при этом психическими состояниями занимающихся.

В литературе не нашли своего отражения такие вопросы как: особенности соревновательной и тренировочной мотивации занятий волейболом в юношеском возрасте; взаимосвязи спортивной мотивации, самооценки спортивных возможностей и волевых качеств; управление формированием спортивной мотивации; взаимосвязи спортивной мотивации с личностными особенностями спортсмена и уровнем их спортивной подготовленности. Это и определило актуальность нашего исследования.

Проведенные нами длительные исследования по данной проблеме с волейболистами 15-16 лет позволили прийти к следующему заключению.

Спортивная мотивация как психическое состояние личности спортсмена обусловлено значимыми для нее отношениями к:

1) цели занятий спортом;

2) спортивному успеху;

3) своим возможностям;

4) внетренировочной, тренировочной и соревновательной деятельности;

5) команде;

6) тренеру.

Развитие спортивной мотивации осуществляется в направлении от внешне организованной, когда эти отношения возникают и актуализируются преимущественно под влиянием социального окружения и обусловлены особенностями конкретной ситуации, к внутренне организованной, обусловленной преимущественно свойствами личности спортсмена: свойствами темперамента, мотивами занятий спортом, волевыми качествами, способностями к субъективному самоконтролю и самоуправлению. Для управления формированием спортивной мотивации необходимо создавать педагогические условия для возникновения, функционирования и стабилизации этих отношений посредством психологических механизмов «снизу вверх» и «сверху вниз».

В 15-летнем возрасте у спортсменов наблюдается интеграция мотивов занятий спортом в два относительно независимых блока. В первый блок входят положительно связанные между собой мотивы, которые по своему психологическому содержанию являются внешними по отношению к спортивной деятельности. Второй блок образуют взаимосвязанные гражданско-патриотический, социально-моральный и мотив достижения успеха, которые являются внутренними по отношению к спортивной деятельности. Социально-эмоциональный и мотив социального самоутверждения положительно связаны с группой внутренних мотивов, и отрицательно – со всеми внешними. Соревновательная и тренировочная мотивация отрицательно взаимосвязаны между собой. При этом в основе соревновательной мотивации находятся мотивы: достижения успеха,      социального самоутверждения и социально-моральный; в основе тренировочной мотивации – мотив эмоционального удовольствия и рационально-волевой. Чем сильнее мотивы занятий спортом, тем выше готовность к проявлению волевых усилий.

Нами выделены шесть педагогических условий, различающихся по направленности на формирование благоприятных отношений спортсменов к различным сторонам спортивной жизни, а именно к: цели занятий спортом, успеху, своим возможностям, тренировочной деятельности, к команде и тренеру, соревновательной деятельности. Каждое из этих условий реализуется через применение в тренировочном процессе соответствующих педагогических приемов.

Развитие спортивной мотивации следует осуществлять в направлении от внешне организованной, когда эти отношения возникают и актуализируются преимущественно под влиянием социального окружения и обусловлены особенностями конкретной ситуации, к внутренне организованной, обусловленной преимущественно свойствами личности спортсмена: свойствами темперамента, мотивами занятий спортом, волевыми качествами, способностями к субъективному самоконтролю и самоуправлению.

Для управления формированием спортивной мотивации необходимо ежедневно в процессе внетренировочной, тренировочной и соревновательной деятельности создавать педагогические условия для возникновения, функционирования и стабилизации этих отношений посредством психологических механизмов «снизу вверх» и «сверху вниз».

 

Литература

1.   Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. – М. : Мысль, 1976. – 158 с.

2.    Бабушкин, Г.Д. Психологический практикум : учебное пособие / Г.Д. Бабушкин, И.А. Рогов. – Омск : СибГАФК, 1996. – 82 с.

3.    Бабушкин, Г.Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. – Омск : СибГАФК, 2000. – 179 с.

4.    Батурин, Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности: учебное пособие / Н.А. Батурин. – Челябинск : ЧГИФК, 1988. – 86 с.

5.    Волков, Н.К. Исследование психологического и физического развития учащихся 4-8 классов : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Н.К. Волков. – М., 1976. – 21 с.

6.   Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 208 с. 7.   Дашкевич, О. В. Личностные факторы психической готовности юного спортсмена к спортивной

деятельности / О.В. Дашкевич, В.А. Зобков. – М.: ГЦОЛИФК, 1982. – 79 с.

8.   Загайнов, P.M. Поражение / Р. М. Загайнов. – М.: Компьютер-Пресс, 1993. – 192 с.

9.    Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин. – М. : Просвещение, 1980. – 199 с.

10.  Калинин,     Е.А.     Исследование     предсоревновательных     состояний     спортсменов     в     связи     с особенностями их личности / Е.А. Калинин // Тезисы докладов к 7-ой Всесоюзной конференции по психологии физического воспитания и спорта (г. Ленинград, 14-17 марта 1973 г.). – Л. : ГДОИФК, 1973. – С. 96-98.

11.  Капустин, А.И. Исследование уровня притязаний в условиях психического стресса в связи со свойствами нервной системы и темперамента: автореф. дис. ... канд. псих, наук: 19.00.01 / А.И. Капустин. – М., 1980. – 15 с.

12.  Палайма,     Ю.Ю.     Опыт     исследования     относительной     силы     мотива     и     формировании     е соревновательной установки у спортсменов / Ю.Ю. Палайма // Психология современный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1973. – С. 86-99.

13.  Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. – М. : Физкультура и спорт, 1984. – 112 с.

14.  Психология : учебник для ИФК / под ред. В.М. Сафонов, В.К. Роль наблюдения в диагностике мотивации спортивной деятельности / В.К. Сафонов, Ю.И. Филимоненко // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности: тезисы докладов научно-практической конференции. – Новосибирск : НГУ, 1985. – С. 215-217.

15.  Пуни, А.Ц. О возникновении и развитии интереса к лыжному спорту / А.Ц. Пуни // Лыжный спорт : вопросы научного изучения лыжного спорта. – Л. : ГДОИФК, 1950. – С. 140-146.

16.  Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. – М. : Физкультура и спорт, 1983. – 112 с.

17.  Сафонов, В.К. Роль наблюдения в диагностике мотивации спортивной деятельности / В.К. Сафонов, Ю.И. Филимоненко // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности : тезисы докладов научно-практической конференции. – Новосибирск : НГУ, 1985. – С. 215-217.

18.  Сингер, Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта / Р.Н. Сингер. – М. : Физкультура и спорт, 1980. – 152 с.

19.  Степанский, В.И. Исследование соотношения мотива достижения и избегания неудачи / В.И. Степанский // Вопросы психологии. – 1981. – № 2. – С. 25-32.

20.  Сурков, Е.Н. Антиципация в спорте / Е.Н. Сурков // Спорт в современном обществе : труды Всемирного научного конгресса. – М. : Физкультура и спорт, 1980. – С. 215-216.

21.  Шаболтас, А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / А.В. Шаболтас. – СПб., 1998. – 21 с.

22.  Шаболтас, А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте : автореф. дисс. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / А.В. Шаболтас. – СПб., 1998. – 21 с.

23.  Kunat, P. Changes in performance motivations relateg to social conditions / P. Kunat. – «Intern I. Of sport Psychology». – Rome, 1974. – S. 27- 34.

24.  Lindner R. Zur motivationalen Regulation Leistungs-orientierter Tatigkeit und zu ihrer Analyse / In: Wissenschaftliche Zeitschrift der PH Potsdam, Jahrgang 1984. – Heft 4. – S. 645-652.