Константин Пнёв: «Тренер должен уметь отдавать»

Константин Пнёв: «Тренер должен уметь отдавать»

Дата публикации: 22.02.2019г.

Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации Константин Пнёв воспитал три поколения спортсменов, в каждом из которых были «звёзды» -  чемпионы СССР, победители и призёры всероссийских и всесоюзных соревнований. Так, его воспитанник Вадим Янголенко в 1985 году стал первым в истории красноярского горнолыжного спорта чемпионом Советского Союза.  

Константин Васильевич прошёл путь от тренера до руководителя краевой Академии зимних видов спорта. В течение пятнадцати лет был старшим тренером сборной команды Красноярского края по горным лыжам, работал тренером в составе сборной команды Советского Союза. В 2005 году возглавил детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва по горнолыжному спорту им. В. И. Махова.

Сегодня Константин Пнёв руководит Академией зимних видов спорта, является членом федераций Красноярского края по разным видам спорта – горнолыжному спорту, сноуборду, бобслею, лыжным гонкам и фристайлу.

- Горные лыжи и сноуборд – насколько известны были эти виды спорта в СССР, когда вы начинали свою спортивную карьеру?

-  Моё знакомство с горными лыжами произошло, когда я учился в школе. Вообще, в детстве я пробовал себя в разных видах спорта: занимался лёгкой атлетикой, хоккеем – и с мячом, и с шайбой, даже фигурным катанием. Но однажды друзья пригласили меня на Николаевскую сопку, и я впервые увидел, как катаются на горных лыжах. Я попробовал, втянулся и посвятил этому виду спорта всю жизнь.

Горные лыжи покорили меня. Ты скользишь по склону, управляешь скоростью, своим телом, движениями, видишь красоты гор – это захватывает. Я учился недалеко от Николаевской сопки – в школе №84, на тренировки ходил пешком. Часто со мной приходили мои школьные товарищи: просто посмотреть на наши занятия. Этот необычный для тех времён вид спорта притягивал. Сейчас много горных видов и дисциплин – сноуборд, фристайл, скоростной спуск, слалом-гигант и так далее. А тогда горные лыжи были редкостью.

Кстати, сноуборд только недавно получил такое развитие. Ещё в начале 2000-х годов это была любительская дисциплина. И тогда сноуборд, бывало, даже мешал горным лыжам. В то время я работал со сборной командой страны, мы выезжали на тренировки в Европу, там сноуборд тогда уже развивался, но не так организованно, как сейчас. Часто сноубордисты заезжали на трассы горнолыжников, когда мы тренировали скоростной спуск. Представьте: горнолыжник спускается со скоростью 80 – 100 километров в час, и тут откуда-то со стороны перед ним появляется неспешный сноубордист, который не желает подчиняться указателям. Так что сначала мы были даже противниками этого вида спорта.

Но в процессе эволюции сноуборд стал спортивной дисциплиной. И однажды к нам в спортивную школу имени Махова пригласили тренера Артура Злобина. С этого и началось развитие сноуборда как вида спорта в Красноярске. Вскоре другие тренеры увидели, что и в этом виде спорта можно достичь успеха. И часть тренеров перешла из горнолыжного спорта в сноуборд, эти люди принесли сюда систематичность, профессиональный подход, дисциплину.

- Насколько сложно было работать на тренерских должностях -  на уровне края и страны, продвигать горнолыжные виды спорта?  Чувствовали ли вы поддержку властей, общественности?  

- Безусловно, все этапы развития страны отражаются на спорте. Были крайне тяжёлые годы – особенно во время перестройки. Но судьба часто улыбается мне. Я стал тренером сразу после окончания института, работал с молодёжной командой. И ребята из моего первого набора – четыре спортсмена - вскоре попали в основной состав сборной Красноярского края по горным лыжам. Это был успех. Когда я уже стал авторитетным тренером, работал со сборной командой страны, дважды родина отправляла меня учиться за границу: во Францию и в Австрию. Я совершенствовал свою практику обучения горным лыжам, получал новые знания.

В 1990-е годы во всех сферах были трудности с финансированием, в том числе, и спорте. Тогда я вернулся в Красноярский край, принял сборную нашего региона – стал главным тренером. К сожалению, в те годы мы не могли позволить себе часто выезжать на соревнования, денег хватало только на поездки в ближайшие регионы и на чемпионат страны. Поэтому нам очень не хватало соревновательной практики. Но при всём этом успехи красноярцев были значимы. С тренерским коллективом мы воспитали плеяду чемпионов страны. В то время в нашем крае по успешности с горнолыжниками могли сравниться только скалолазы и борцы, только начинал набирать обороты хоккей с мячом. В других видах спорта таких результатов не было.

Конечно, сегодня зимних видов спорта гораздо больше, только в нашей Академии мы тренируем по тринадцати видам. И с каждым годом набираем обороты. Если сравнить показатели Олимпийских игр Ванкувера, Сочи и Пхёнчхана, видно, как уверенно мы идём в гору. Участие в чемпионатах России – сегодня это стартовый уровень для наших спортсменов, мы гордимся воспитанниками Академии – чемпионами мира, Европы, континентальных международных стартов и Олимпийских игр.

- Вы подготовили множество замечательных спортсменов. Кем особо гордитесь?

- Ответить на этот вопрос сложно. Отчасти и потому, что в спорте случается разное. Бывает, что на начальном уровне есть свои лидеры, «звёздочки», которые потом больших успехов не добиваются. Так, много лет назад я тренировал Алика Закирова. В юношеском спорте он получил все возможные награды.  Но остался без единой медали чемпионата страны. Но есть другие спортсмены: ребята, которые в юношеском возрасте проигрывали, но постоянно трудились над собой, их тренированность росла с каждым годом. И в результате именно они добивались успеха. Пример – двукратный чемпион СССР Герман Петроченко.

Плохо, когда в детском возрасте к спортсменам приходит звёздная болезнь. Некоторых Бог одаривает, им легко всё даётся, тогда они начинают меньше трудиться. Привыкают к вниманию, полностью не отдают себя спорту. Появляются другие увлечения – музыка, друзья и клубы. Но когда ты теряешься в массе увлечений, то заветной цели великих достижений не достигнуть. А спорт требует верности.

Когда я был тренером сборной края, ко мне приезжали спортсмены из других городов, регионов, даже республик. Так, я тренировал ребят из Казахстана, они выступали за Красноярский край. Это была удачная практика: я брал этих спортсменов как спарринг-партнеров. В результате лидеры тянулись друг за другом, каждый хотел доказать, что он -  сильнейший. Я приучал их к регулярным тренировкам, к режиму питания, чёткому распорядку дня. Совершенствование должно происходить каждый день: будь-то специальная подготовка на лыжах или общефизическая – в зале. Тогда у нас были атлеты самого высокого уровня, некоторые нормативы, которые сдавали ребята, не побиты до сих пор. Кстати, тренерская работа мне часто снится. Это мои самые счастливые годы.

- На ваш взгляд, какими основными качествами должен обладать тренер?

- Когда ты сам занимаешься спортом, конечно, уделяешь внимание только себе. Если добиваешься результатов, требуешь внимания, заботы. На выездах у тебя должны быть хорошие условия проживания, питания, возможности для тренировок и так далее. Профессиональный спортсмен становится, в хорошем смысле, малым эгоистом, он приучается брать. А тренер должен уметь отдавать.

Стать тренером после завершения спортивной карьеры может только тот, кто способен делиться своими знаниями, недосыпать, планировать, создавать условия. В спорте мелочей не бывает, надо учитывать многое. Знать всё о своём спортсмене. Ведь на определённом этапе тренер для него – и папа, и мама, и сват, и брат. Нужно выстроить отношения таким образом, чтобы спортсмен делился с тобой всеми своими радостями и трудностями, советовался, и ты мог ему помочь. Безусловно, нужно быть профессионалом в своём деле, знать структуру спорта. Уметь сформировать хорошую базу – заниматься многосторонней общефизической подготовкой спортсмена.

Именно благодаря эффективному сотрудничеству спортсменов и тренеров мы добились такого успеха на домашних Олимпийских играх в Сочи. У воспитанников Академии было восемь медалей, четыре из них – золотые. И на играх в Корее, несмотря на все санкции, от Академии выступали 17 спортсменов, и мы выступили успешно. Наш тренерский штаб, наших медиков не допустили, а мы всё равно получили медаль. Наш Никита Трегубов перед заездами сам готовил скелетон. Его руки были в мозолях, в крови, но он добился успеха и вернулся домой с медалью!

Сегодня одна из моих главных задач – ввести в сборную команду страны вместе со спортсменами тренера от нашего региона. Чтобы он курировал ребят, понимая, что это его кровинки.  Сейчас в тренерских составах сборных разных видов спорта есть представители нашего края.  А в скелетоне мы вовсе лидеры мирового уровня: наш Анатолий Челышев – старший тренер сборной команды России.  Его самые известные воспитанники – олимпийские чемпионы Александр Третьяков и Дмитрий Труненков.

Особое внимание мы уделяем подготовке резерва для сборной страны. Важно, чтобы не допустить провалов, сделать так, чтобы была смена поколений в разных видах спорта. Например, наших титулованных скелетонистов Третьякова и Трегубова может заменить Евгений Рукосуев, который сейчас лидирует на международных стартах. Это молодой, но очень перспективный скелетонист. Когда он учился в одиннадцатом классе, занял первое место на юношеских Олимпийских играх. Евгений уже входит в основной состав сборной команды России, тренируется вместе с сильнейшими спортсменами. Теперь наша задача – не потерять его, вместе добиться того, чтобы юношеские победы стали взрослыми. 

- Как Академия готовилась к Универсиаде? Как оцениваете возможности ребят, которые будут представлять наш город на этих состязаниях?

- Конечно, у нас была особая подготовка к этим играм. На Универсиаде проводятся состязания по одиннадцати видам спорта, мы готовили спортменов по пяти из них – лыжным гонкам, горным лыжам, сноуборду, фристайлу и спортивному ориентированию. Заранее организовали отбор спортсменов, индивидуально работали с каждым, попавшим в список претендентов на участие в Универсиаде. Понимаем степень ответственность при подготовке ребят.

Чтобы попасть в сборную команды страны, спортсмен должен соответствовать ряду критериев: пройти возрастной ценз, обязательно быть студентом. Кто-то из наших именитых воспитанников не подошел по возрасту, кто-то из перспективных не поступил в вуз, хотя, как возможный участник Универсиады подавал большие надежды… В итоге, в сборной страны от Академии зимних видов спорта -  восемнадцать красноярских спортсменов.

Шансы наших ребят оцениваю так: плюс-минус пять медалей. Фамилии претендентов на награды называть не буду, потому что у каждого из спортсменов есть шанс стать победителем или призёром. Спорт есть спорт, добиться успеха может каждый, всегда есть «серые лошадки». Приведу пример серебряных призёров Олимпиады в Сочи саночников Александра Денисьева и Владислава Антонова. Они попали буквально в последний вагон уходящего поезда. Их не рассматривали даже как кандидатов на участие в Олимпийских играх. А они на последних стартах во время отборов обыграли всех. Были замечательной форме и заслуженно получили серебряные медали.  

Дома, как известно, и стены помогают. Уверен, что красноярцы на Универсиаде будут выступать сильно. Хочется, чтобы и болельщики хорошо поддержали наших ребят: тогда, понимая особую ответственность, спортсмены будут побеждать.

Благодаря Универсиаде наш край получил новые спортивные объекты. Тестовые старты по фристайлу и сноуборду уже прошли на горнолыжных трассах спортивного комплекса «Сопка». Все спортсмены и тренерский штаб дали высокую оценку новым трассам.  Их параметры соответствуют требованиям для проведения континентальных кубков самых разных дисциплин. Так что в будущем у нас можно организовывать международные старты любого уровня. И, конечно, использовать трассы как тренировочную базу для сборных края и страны. Например, если к нам приедет сборная команда по фристайлу, она сможет в одном месте проводить тренировки по всем шести дисциплинам. И у наших спортсменов есть возможность качественно улучшить результаты в этих видах спорта.

- Вы осуществляете общее руководство сборными командами Красноярского края по 13 видам спорта. В чём красноярцы сильны, а в каких видах спорта нам нужно «подтянуться»?

- Один из примеров эффективной работы – лыжные гонки. Когда я принимал Академию, ни в молодёжном, ни в юниорском, ни в основном составах сборной страны по этому виду спорта не было ни одного представителя нашего края. Мы проанализировали ситуацию, изменили стратегию и тактику, систематизировали работу. Произошла смена поколений, и сегодня наши ребята во всех составах сборной. 

Если посмотреть статистику, в 2011 году в сборных командах края по тринадцати видам спорта было двести спортсменов. Сегодня их шестьсот, из них двести – в сборных командах страны.

Чтобы завоевать авторитет спортсменов, я лично участвую в тренировочных процессах всех тринадцати видов спорта. Однажды сам сел в боб и проехал трассу. Хотя это было жутко: первый раз летишь на таких скоростях, сани скрипят, позвоночник буквально сжимается от перегрузок. Но когда финишируешь, понимаешь, что это за вид спорта. И потом, во время обсуждения тренировочного процесса соревнований, говоришь со спортсменами на одном языке.

Повторю, в спорте не бывает мелочей. Я могу спросить у пилота саней: сколько виражей на олимпийской трассе? Если кто-то не может ответить, критикую. Привожу пример ведущих пилотов: разбуди ночью Сашу Третьякова, он расскажет, на какой вираж как нужно заходить на каждой трассе мира. Это пример для остальных, как нужно анализировать свою работу. Топ-спортсмены не случайно добиваются успеха. Всегда говорю: чтобы быть выше мастера спорта, нужно развивать свой спортивный и жизненный интеллект.

Отмечу: когда спортивные школы работают слаженно, регулярно добиваются результатов, традиции лидерства не теряются. Пример тому – наши успехи в скелетоне. Со скелетонистами работают замечательные тренеры школы по санным видам спорта. К сожалению, трасса для бобслея в Красноярске слишком старая, поэтому наши бобслеисты не тренируются здесь. Но у нас есть хорошие возможности для тренировок скелетонистов и саночников.

В Красноярске пока так и не построили трамплины, поэтому прыжки с трамплина поддерживаем только за счет выездных тренировок, а это дополнительные расходы. Тем не менее, мы развиваем двоеборье: прыжки с трамплина и лыжные гонки.  И здесь уже появились свои звёздочки, такие как Анастасия Гончарова. Она уже вошла в сборную страны. Надеемся, что трамплины в нашем городе всё-таки будут построены, и наши спортсмены смогут тренироваться здесь.

Сейчас восстанавливаем традиции в лыжных гонках, горных лыжах. Наши спортсмены добиваются успехов в сноуборде, фристайле. Сноубордист Дмитрий Логинов – победитель кубка мира, дважды чемпион страны. Он обошёл двукратного олимпийского чемпиона Виктора Вайлда. В прошлом году Дима выступал на Олимпиаде в Корее, тогда ему было всего 18 лет. Так что у него ещё всё впереди.

- После Олимпиады в Сочи многие родители начали в срочном порядке записывать своих детей в спортивные школы. Насколько популярны сегодня зимние виды спорта у красноярских школьников?

- В принципе, проблем с набором в спортивных школах нет, желающие заниматься находятся всегда. Другое дело: родители опасаются некоторых видов спорта. Например, скелетон: головой вперёд несешься на каких-то санях. Это же страшно. Но после Олимпиады в Сочи и на такие виды спорта было много желающих. 

Модный вид спорта – горные лыжи. Мне часто приходится отвечать на такие вопросы: можно в два года поставить ребёнка на лыжи? Нельзя. А в четыре? Можно – взять инструктора и проводить занятия как шоу. Но начинать систематические тренировки в спортивной школе можно только в возрасте семи-восьми лет. Когда ребёнок уже знает, что такое режим дня, умеет расставлять приоритеты, понимает, каким видом спорта хочет заниматься. Дети сами должны выбирать, что им нравится. Хочет сноуборд – пусть занимается, а не ходит на футбол, потому что родители так решили.

- На ваш взгляд, можно ли выявлять будущих чемпионов еще в детском возрасте?

- Ставя клеймо ребёнку, как тренер ты показываешь свою безграмотность. Когда я начал кататься на горных лыжах, сразу стал одним из лидеров в крае, потому что до этого занимался спортом. Но великих побед у меня нет. Вместе с нами тренировался Владимир Белов. Когда начинал, не мог даже сделать «пистолетик».  Но он развивался, тянулся к сильнейшим и добился гораздо больших результатов. Ему помогли усидчивость, самоотдача и вера в спорт.

В тренерскую работу я пришёл с большими амбициями: верил, что мои спортсмены, ставя перед собой самые высокие цели, добьются результата. Так и получалось. И сегодня тренеры Академии ежегодно получают звания заслуженных тренеров России, наши спортсмены становятся международными мастерами спорта, чемпионами мира, олимпийскими чемпионами. Ребята достигли такого уровня, когда выступление без медали – уже не успех.     

Софья АНДРЕЕВА

Газета «Сибирский форум»,

Февраль, 2019 год

sibforum.sfu-kras.ru